Когда святой Григорий возвращался оттуда, некие неверующие иудеи захотели посмеяться над ним и показать, что он не имеет в себе Духа Божия. Они сделали так: на пути, где должно было идти святому, иудеи положили одного из своей среды, как бы умершего, нагим, а сами стали над ним рыдать. Когда чудотворец шел мимо них, они начали молить его, чтобы он оказал умершему милость и покрыл тело его одеждой. Он снял с себя верхнюю одежду и, отдав им, пошел дальше. Иудеи стали радостно насмехаться и ругаться над святым, говоря: “Если бы он имел в себе Духа Божия, то узнал бы, что лежит человек не мертвый, а живой”, — и стали звать своего товарища, чтобы он встал. Но Бог воздал им за такое поругание, сотворив товарища их на самом деле мертвым. Они, думая, что он уснул, толкали его в ребра, чтобы пробудить, и громко взывали над ним, но ответа не было, ибо он уснул вечным сном. Видя его мертвым, они стали рыдать уже на самом деле; так смех обратился для них в плач, и похоронили мертвые мертвеца своего.
На дальнейшем пути в одном месте той страны составилось под открытым небом благочестивое собрание верующих, и все удивлялись поучениям святого Григория, но один мальчик вдруг стал громко восклицать, что святитель не от себя говорит это, но кто-то другой, стоящий близ него, произносит слова. Когда по распущении собрания привели к нему мальчика, чудотворец сказал присутствовавшим, что отрок одержим злым духом, и тотчас же, сняв омофор и приложив к дыханию уст своих, возложил его на юношу. Тогда юноша стал биться, кричать, бросаться на землю, метаться туда и сюда, как то бывает с бесноватыми. Святой возложил на него руку — и припадки юноши прекратились: бес оставил его, и он, пришедши в прежнее состояние, уже не говорил более, что видит кого-то, говорящего около святого Григория, и получил совершенное исцеление.
Когда в царствование нечестивого Декия началось гонение на христиан и вышло царское повеление повсеместно принуждать христиан к поклонению идолам, а неповинующихся мучить и губить, тогда святой Григорий дал совет своей пастве, чтобы всякий, кто не имеет силы и дара Божия претерпевать лютые муки, укрылся; дабы кто-либо, дерзновенно отдавшись мучителям, не испугался бы потом при виде страшных мук и, чувствуя себя не в состоянии вынести их, не отпал бы от Бога. “Лучше — говорил Григорий — укрыться на короткое время и ждать Божия призыва и помощи к подвигу мученическому.” Подавая верным такой совет, он и сам, взяв одного из диаконов своих, удалился в пустыню и скрывался там от неверных. Мучители, посланные от царя, придя в город Неокесарийский, прежде всего искали Григория как представителя всех христиан и пастыря словесных овец в той стране. Кто-то из неверных, узнав, что он скрывается в оной горе, возвестил об этом воинам и довел их до той горы; они же поспешно двинулись на гору, как псы, стремящиеся за добычей на охоте, и как волки, которым нужно похитить овцу. Святой Григорий, видя, что воины приближаются и что нельзя бежать и укрыться от них, воздел руки свои к небу, вручая себя защите Божией, и диакону своему повелел сделать то же. Оба стояли с простертыми дланями и молились, а воины по всей горе прилежно искали святого и не нашли, ибо не могли его видеть даже и тогда, когда несколько раз проходили мимо. После многих поисков они возвратились без успеха и, сходя с горы, говорили тому, кто их привел:
— Никого не нашли мы на этой горе, только видели два дерева, стоящие неподалеку одно от другого.
А тот, поняв, что здесь было чудо, оставив их, сам пошел на гору и, найдя святого с диаконом, стоящих на молитве, припал к ногам Григория, высказывая желание быть христианином, чего и сподобился, и из гонителя сделался рабом Христовым и стал скрываться с прочими Христианами.
Однажды, вознося обычные свои молитвы к Богу, святой Григорий смутился и в страхе долгое время стоял молча, как бы смотря на некоторое умилительное зрелище. Когда же прошло достаточно времени, он просветился лицом и, исполнившись радости, начал громким голосом благодарить Бога и петь торжественную песнь, взывая:
— Благословен господь, иже не даде въ ловитву зубомъ ихъ.
Диакон спросил его:
— Какая причина, отче, такой перемены с тобой, что теперь являешься ты радостным?
Святой отвечал:
— Я видел, чадо, дивное видение: малый юноша боролся с великим диаволом и, одолев его, поверг на землю и победил.
Диакон же не понимал значения сказанного. Тогда святой снова сказал:
— Ныне некий христианский юноша по имени Троадий был приведен на суд мучителя, после многих тяжких мук за Христа был убит и, торжествуя, восходит на небо. Я сначала был смущен, ибо боялся, чтобы муки не одолели его и чтобы он не отвергся Христа, а теперь радуюсь, видя, что он окончил подвиг мучения и восходит на небо.
Диакон, слыша это, дивился тому, что святой видит вблизи то, что происходит далеко. Потом он стал умолять своего богоносного учителя, чтобы он позволил ему посмотреть своими глазами и узнать о происшедшем и не запрещал ему побывать на том самом месте, где совершилось это дивное событие. На предостережение Григория, что опасно идти на убийц, диакон с верой отвечал, что он, несмотря на то, смело решается, надеясь на помощь его молитв.
— Поручи меня Богу, — говорил он святому, — и никакой страх врагов не коснется меня.
И когда Григорий своей молитвой ниспослал ему, как бы некоего спутника, помощь Божию, диакон с уверенностью совершил путь, не укрываясь ни от кого из встречавшихся. Пришедши к вечеру в город и утомившись от путешествия, он почел необходимым облегчить свое изнурение омовением в бане. В том месте обитал некий демон, пагубная сила которого действовала на приближавшихся сюда во время ночной темноты и умерщвляла многих, отчего в эту баню не ходили и не пользовались ею после захождения солнца. Подошедши к бане, диакон просил приставника отворить ему дверь и позволить совершить в бане омовение; но тот уверял его, что никто из осмелившихся мыться в этот час не выходил невредимым, но что после вечера здесь всеми овладевал демон и что многие по незнанию уже подверглись неисцелимым болезням, возвращаясь, вместо ожидаемого облегчения, с плачем и воплем. Но диакон еще более утвердился в своем намерении, и приставник, уступая его непреклонному желанию, отдал ему ключ, сам удалившись на далекое расстояние от бани. Когда диакон, раздевшись, вошел в баню, демон употреблял против него различные страхи и ужасы, показывая всевозможные призраки в виде огня и дыма, зверей и людей. Но диакон, защищая себя крестным знамением и призывая имя Христово, без вреда для себя прошел первое отделение бани. Когда же он вошел во внутреннюю часть, окружен был еще более ужасными видениями. Но он тем же оружием рассеял и эти действительные и кажущиеся страхи. Наконец, когда он уже выходил из бани, демон пытался удержать его, силой заключив двери. Но, помощью знамения креста, дверь была отворена. Тогда демон возопил к диакону человеческим голосом, чтобы он не считал своей ту силу, которой избавился от гибели, ибо его сохранил невредимым глас того, кто вверил его охранению Божию. Спасшись таким образом, диакон привел тем в изумление приставников той бани. После сего он рассказал им о всем, что с ним случилось, узнал, что доблестные подвиги мучеников совершились в городе именно так, как предвозвестил о том святой Григорий чудотворец, и возвратился к своему наставнику, оставив для людей как своего времени, так и последующего, общее охранительное средство, состоящее в том, чтобы каждый поручал себя при посредстве священников Богу.
Когда окончилось гонение, Григорий возвратился на свою кафедру и, собрав паству свою, стал снова водворять нарушенный порядок. Прежде всего он установил праздновать памяти святых мучеников, пострадавших во время бывшего гонения. Слава Христова распространялась, а бесовское многобожие погибало стараниями святого Григория, который не оставлял благовествования Христова до самой кончины своей, учением и чудотворениями приводя к Богу жителей Неокесарии и окрестностей ее, и привел ее к истинной вере, от жертв идольских очистил, бескровною жертвою освятил. На закате дней своих он вместе с братом своим Афинодором, епископом Понта, присутствовал на соборе против Павла Самосатского.
Наконец, достигнув глубокой старости, приблизился он к блаженной кончине. При кончине своей спросил он предстоявших:
— Сколько еще неверующих в Неокесарии?
Ему отвечали:
— Только семнадцать держатся идолопоклонения, весь же город верует во Христа.
Святой сказал:
— Когда я пришел в Неокесарию на епископство, я столько же нашел Христиан — семнадцать всего, а весь город был бесовский: ныне же, при отшествии моем к Богу, остается столько неверных, сколько вначале нашлось верных, весь же город Христов.
Сказав это, он предал душу свою в руки Богу. Так богоугодно провел жизнь свою святой Григорий, чудотворец Неокесарийский, и благочестиво скончался. Его святыми молитвами да подаст Господь и нам принять добрую кончину. Аминь.
ТРОПАРЬ, ГЛАС 8-ой
В МОЛИТВАХ БОДРСТВУЯ, ЧУДЕС ДЕЛАНЬМИ ПРЕТЕРПЕВАЯ, ТЕЗОИМЕНИЕ СТЯЖАЛ ЕСИ ИСПРАВЛЕНИЯ: НО МОЛИСЯ ХРИСТУ БОГУ, ОТЧЕ ГРИГОРИЕ, ПРОСВЕТИТИ ДУШИ НАША, ДА НЕ КОГДА УСНЕМ В СМЕРТЬ.
КОНДАК, ГЛАС 2-ой
ЧУДЕС МНОГИХ ПРИЕМ ДЕЙСТВО, ЗНАМЕНЬМИ УЖАСНЫМИ ДЕМОНЫ УСТРАШИЛ ЕСИ, И НЕДУГИ ИЗГНАЛ ЕСИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЯ, ВСЕМУДРЕ ГРИГОРИЕ: ЧУДОТВОРЕЦ ЖЕ ИМЕНУЕШИСЯ, ЗВАНИЕ ОТ ДЕЛ ПРИЕМ.
ВЕЛИЧАНИЕ
ВЕЛИЧАЕМ ТЯ, СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ ГРИГОРИЕ, И ЧТЕМ СВЯТУЮ ПАМЯТЬ ТВОЮ: ТЫ БО МОЛИШИ ЗА НАС ХРИСТА БОГА НАШЕГО.
МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЮ ГРИГОРИЮ, ЕПИСКОПУ НЕОКЕСАРИЙСКОМУ, ЧУДОТВОРЦУ
О ПРЕЧЕСТНАЯ И СВЯЩЕННАЯ ГЛАВО И БЛАГОДАТИ СВЯТАГО ДУХА ИСПОЛНЕННАЯ, СПАСОВО СО ОТЦЕМ ОБИТАЛИЦЕ, ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЕ, ТЕПЛЫЙ НАШ ЗАСТУПНИЧЕ, СВЯТИТЕЛЮ ГРИГОРИЕ! ПРЕДСТОЯ У ПРЕСТОЛА ВСЕХ ЦАРЯ И НАСЛАЖДАЯСЯ СВЕТА ЕДИНОСУЩНЫЯ ТРОИЦЫ И ХЕРУВИМСКИ СО АНГЕЛЫ ВОЗГЛАШАЯ ПЕСНЬ ТРИСВЯТУЮ, ВЕЛИКОЕ ЖЕ И НЕИЗСЛЕДОВАННОЕ ДЕРЗНОВЕНИЕ ИМЕЯ КО ВСЕМИЛОСТИВОМУ ВЛАДЫЦЕ, МОЛИ СПАСТИСЯ ПАСТВЫ ХРИСТОВЫ ЛЮДЕМ, ПОМОЗИ ВО БРАНЕХ ОТЕЧЕСТВУ НАШЕМУ, И ПОКОРИ ВЯ ПРОТИВНЫЯ ВРАГИ, МИРНО И БЕЗМЯТЕЖНО ЖИТЕЛЬСТВОВАТИ УСТРОЙ: БЛАГОСТОЯНИЕ СВЯТЫХ ЦЕРКВЕЙ УТВЕРДИ: АРХИЕРЕИ БЛАГОЛЕПИЕМ СВЯТИТЕЛЬСТВА УКРАСИ: МОНАШЕСТВУЮЩИЯ К ПОДВИГОМ ДОБРАГО ТЕЧЕНИЯ УКРЕПИ: ГРАД СЕЙ И ВСЯ ГРАДЫ И СТРАНЫ ДОБРЕ СОХРАНИ, И ВЕРУ СВЯТУЮ НЕПОРОЧНУ СОБЛЮСТИ УМОЛИ: МИР ВЕСЬ ПРЕДСТАТЕЛЬСТВОМ ТВОИМ УМИРИ, ОТ ГЛАДА И ПАГУБЫ ИЗБАВИ НЫ, И ОТ НАПАДЕНИЯ ИНОПЛЕМЕННЫХ СОХРАНИ, СТАРЫЯ УТЕШИ, ЮНЫЯ НАСТАВИ, БЕЗУМНЫЯ УМУДРИ, ВДОВИЦЫ ПОМИЛУЙ, СИРОТЫ ЗАСТУПИ, МЛАДЕНЦЫ ВОЗРАСТИ, ПЛЕНЕННЫЯ ВОЗВРАТИ, НЕМОЩСТВУЮЩИЯ ИСЦЕЛИ, И ВЕЗДЕ ТЕПЛЕ ПРИЗЫВАЮЩИЯ ТЯ И С ВЕРОЮ ПРИТЕКАЮЩИЯ К ТЕБЕ И УСЕРДНО ПРИПАДАЮЩИЯ И МОЛЯЩИЕСЯ ТЕБЕ ОТ ВСЯКИХ НАПАСТЕЙ И БЕД ХОДАТАЙСТВОМ ТВОИМ СВОБОДИ. МОЛИ О НАС ВСЕЩАДРАГО И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВАГО ХРИСТА БОГА НАШЕГО, ДА И В ДЕНЬ СТРАШНАГО ПРИШЕСТВИЯ ЕГО ОТ ШУИЯГО СТОЯНИЯ ИЗБАВИТ НАС, И РАДОСТИ СВЯТЫХ ПРИЧАСТНИКИ СОТВОРИТ СО ВСЕМИ СВЯТЫМИ ВО ВЕКИ ВЕКОВ.
АМИНЬ.