Стр. 1, 2, 3

Ко­гда свя­той Гри­го­рий воз­вра­щал­ся от­ту­да, не­кие не­ве­рую­щие иу­деи за­хо­те­ли по­сме­ять­ся над ним и по­ка­зать, что он не име­ет в се­бе Ду­ха Бо­жия. Они сде­ла­ли так: на пу­ти, где долж­но бы­ло ид­ти свя­то­му, иу­деи по­ло­жи­ли од­но­го из сво­ей сре­ды, как бы умер­ше­го, на­гим, а са­ми ста­ли над ним ры­дать. Ко­гда чу­до­тво­рец шел ми­мо них, они на­ча­ли мо­лить его, что­бы он ока­зал умер­ше­му ми­лость и по­крыл те­ло его оде­ж­дой. Он снял с се­бя верх­нюю оде­ж­ду и, от­дав им, по­шел даль­ше. Иу­деи ста­ли ра­до­ст­но на­сме­хать­ся и ру­гать­ся над свя­тым, го­во­ря: “Ес­ли бы он имел в се­бе Ду­ха Бо­жия, то уз­нал бы, что ле­жит че­ло­век не мерт­вый, а жи­вой”, — и ста­ли звать сво­его то­ва­ри­ща, что­бы он встал. Но Бог воз­дал им за та­кое по­ру­га­ние, со­тво­рив то­ва­ри­ща их на са­мом де­ле мерт­вым. Они, ду­мая, что он ус­нул, тол­ка­ли его в реб­ра, что­бы про­бу­дить, и гром­ко взы­ва­ли над ним, но от­ве­та не бы­ло, ибо он ус­нул веч­ным сном. Ви­дя его мерт­вым, они ста­ли ры­дать уже на са­мом де­ле; так смех об­ра­тил­ся для них в плач, и по­хо­ро­ни­ли мерт­вые мерт­ве­ца сво­его.

На даль­ней­шем пу­ти в од­ном мес­те той стра­ны со­ста­ви­лось под от­кры­тым не­бом бла­го­чес­ти­вое со­б­ра­ние ве­рую­щих, и все удив­ля­лись по­уче­ни­ям свя­то­го Гри­го­рия, но один маль­чик вдруг стал гром­ко вос­кли­цать, что свя­ти­тель не от се­бя го­во­рит это, но кто-то дру­гой, стоя­щий близ не­го, про­из­но­сит сло­ва. Ко­гда по рас­пу­ще­нии со­б­ра­ния при­ве­ли к не­му маль­чи­ка, чу­до­тво­рец ска­зал при­сут­ст­во­вав­шим, что от­рок одер­жим злым ду­хом, и тот­час же, сняв омо­фор и при­ло­жив к ды­ха­нию уст сво­их, воз­ло­жил его на юно­шу. То­гда юно­ша стал бить­ся, кри­чать, бро­сать­ся на зем­лю, ме­тать­ся ту­да и сю­да, как то бы­ва­ет с бес­но­ва­ты­ми. Свя­той воз­ло­жил на не­го ру­ку — и при­пад­ки юно­ши пре­кра­ти­лись: бес ос­та­вил его, и он, при­шед­ши в преж­нее со­стоя­ние, уже не го­во­рил бо­лее, что ви­дит ко­го-то, го­во­ря­ще­го око­ло свя­то­го Гри­го­рия, и по­лу­чил со­вер­шен­ное ис­це­ле­ние.

Ко­гда в цар­ст­во­ва­ние не­чес­ти­во­го Де­кия на­ча­лось го­не­ние на хри­сти­ан и вы­шло цар­ское по­ве­ле­ние по­все­ме­ст­но при­ну­ж­дать хри­сти­ан к по­кло­не­нию идо­лам, а не­по­ви­ную­щих­ся му­чить и гу­бить, то­гда свя­той Гри­го­рий дал со­вет сво­ей па­ст­ве, что­бы вся­кий, кто не име­ет си­лы и да­ра Бо­жия пре­тер­пе­вать лю­тые му­ки, ук­рыл­ся; да­бы кто-ли­бо, дерз­но­вен­но от­дав­шись му­чи­те­лям, не ис­пу­гал­ся бы по­том при ви­де страш­ных мук и, чув­ст­вуя се­бя не в со­стоя­нии вы­не­сти их, не от­пал бы от Бо­га. “Луч­ше — го­во­рил Гри­го­рий — ук­рыть­ся на ко­рот­кое вре­мя и ждать Бо­жия при­зы­ва и по­мо­щи к под­ви­гу му­че­ни­че­ско­му.” По­да­вая вер­ным та­кой со­вет, он и сам, взяв од­но­го из диа­ко­нов сво­их, уда­лил­ся в пус­ты­ню и скры­вал­ся там от не­вер­ных. Му­чи­те­ли, по­слан­ные от ца­ря, при­дя в го­род Не­оке­са­рий­ский, пре­ж­де все­го ис­ка­ли Гри­го­рия как пред­ста­ви­те­ля всех хри­сти­ан и пас­ты­ря сло­вес­ных овец в той стра­не. Кто-то из не­вер­ных, уз­нав, что он скры­ва­ет­ся в оной го­ре, воз­вес­тил об этом вои­нам и до­вел их до той го­ры; они же по­спеш­но дви­ну­лись на го­ру, как псы, стре­мя­щие­ся за до­бы­чей на охо­те, и как вол­ки, ко­то­рым нуж­но по­хи­тить ов­цу. Свя­той Гри­го­рий, ви­дя, что вои­ны при­бли­жа­ют­ся и что нель­зя бе­жать и ук­рыть­ся от них, воз­дел ру­ки свои к не­бу, вру­чая се­бя за­щи­те Бо­жи­ей, и диа­ко­ну сво­ему по­ве­лел сде­лать то же. Оба стоя­ли с про­стер­ты­ми дла­ня­ми и мо­ли­лись, а вои­ны по всей го­ре при­леж­но ис­ка­ли свя­то­го и не на­шли, ибо не мог­ли его ви­деть да­же и то­гда, ко­гда не­сколь­ко раз про­хо­ди­ли ми­мо. По­сле мно­гих по­ис­ков они воз­вра­ти­лись без ус­пе­ха и, схо­дя с го­ры, го­во­ри­ли то­му, кто их при­вел:

— Ни­ко­го не на­шли мы на этой го­ре, толь­ко ви­де­ли два де­ре­ва, стоя­щие не­по­да­ле­ку од­но от дру­го­го.

А тот, по­няв, что здесь бы­ло чу­до, ос­та­вив их, сам по­шел на го­ру и, най­дя свя­то­го с диа­ко­ном, стоя­щих на мо­лит­ве, при­пал к но­гам Гри­го­рия, вы­ска­зы­вая же­ла­ние быть хри­стиа­ни­ном, че­го и спо­до­бил­ся, и из го­ни­те­ля сде­лал­ся ра­бом Хри­сто­вым и стал скры­вать­ся с про­чи­ми Хри­стиа­на­ми.

Од­на­ж­ды, воз­но­ся обыч­ные свои мо­лит­вы к Бо­гу, свя­той Гри­го­рий сму­тил­ся и в стра­хе дол­гое вре­мя сто­ял мол­ча, как бы смот­ря на не­ко­то­рое уми­ли­тель­ное зре­ли­ще. Ко­гда же про­шло дос­та­точ­но вре­ме­ни, он про­све­тил­ся ли­цом и, ис­пол­нив­шись ра­до­сти, на­чал гром­ким го­ло­сом бла­го­да­рить Бо­га и петь тор­же­ст­вен­ную песнь, взы­вая:

— Благословен господь, иже не даде въ ловитву зубомъ ихъ.

Диа­кон спро­сил его:

— Ка­кая при­чи­на, от­че, та­кой пе­ре­ме­ны с то­бой, что те­перь яв­ля­ешь­ся ты ра­до­ст­ным?

Свя­той от­ве­чал:

— Я ви­дел, ча­до, див­ное ви­де­ние: ма­лый юно­ша бо­рол­ся с ве­ли­ким диа­во­лом и, одо­лев его, по­верг на зем­лю и по­бе­дил.

Диа­кон же не по­ни­мал зна­че­ния ска­зан­но­го. То­гда свя­той сно­ва ска­зал:

— Ны­не не­кий хри­сти­ан­ский юно­ша по име­ни Троа­дий был при­ве­ден на суд му­чи­те­ля, по­сле мно­гих тяж­ких мук за Хри­ста был убит и, тор­же­ст­вуя, вос­хо­дит на не­бо. Я сна­ча­ла был сму­щен, ибо бо­ял­ся, что­бы му­ки не одо­ле­ли его и что­бы он не от­верг­ся Хри­ста, а те­перь ра­ду­юсь, ви­дя, что он окон­чил под­виг му­че­ния и вос­хо­дит на не­бо.

Диа­кон, слы­ша это, ди­вил­ся то­му, что свя­той ви­дит вбли­зи то, что про­ис­хо­дит да­ле­ко. По­том он стал умо­лять сво­его бо­го­нос­но­го учи­те­ля, что­бы он по­зво­лил ему по­смот­реть свои­ми гла­за­ми и уз­нать о про­ис­шед­шем и не за­пре­щал ему по­бы­вать на том са­мом мес­те, где со­вер­ши­лось это див­ное со­бы­тие. На пре­дос­те­ре­же­ние Гри­го­рия, что опас­но ид­ти на убийц, диа­кон с ве­рой от­ве­чал, что он, не­смот­ря на то, сме­ло ре­ша­ет­ся, на­де­ясь на по­мощь его мо­литв.

— По­ру­чи ме­ня Бо­гу, — го­во­рил он свя­то­му, — и ни­ка­кой страх вра­гов не кос­нет­ся ме­ня.

И ко­гда Гри­го­рий сво­ей мо­лит­вой ни­спос­лал ему, как бы не­кое­го спут­ни­ка, по­мощь Бо­жию, диа­кон с уве­рен­но­стью со­вер­шил путь, не ук­ры­ва­ясь ни от ко­го из встре­чав­ших­ся. При­шед­ши к ве­че­ру в го­род и уто­мив­шись от пу­те­ше­ст­вия, он по­чел не­об­хо­ди­мым об­лег­чить свое из­ну­ре­ние омо­ве­ни­ем в ба­не. В том мес­те оби­тал не­кий де­мон, па­губ­ная си­ла ко­то­ро­го дей­ст­во­ва­ла на при­бли­жав­ших­ся сю­да во вре­мя ноч­ной тем­но­ты и умер­щв­ля­ла мно­гих, от­че­го в эту ба­ню не хо­ди­ли и не поль­зо­ва­лись ею по­сле за­хо­ж­де­ния солн­ца. По­до­шед­ши к ба­не, диа­кон про­сил при­став­ни­ка от­во­рить ему дверь и по­зво­лить со­вер­шить в ба­не омо­ве­ние; но тот уве­рял его, что ни­кто из ос­ме­лив­ших­ся мыть­ся в этот час не вы­хо­дил не­вре­ди­мым, но что по­сле ве­че­ра здесь все­ми ов­ла­де­вал де­мон и что мно­гие по не­зна­нию уже под­верг­лись не­ис­це­ли­мым бо­лез­ням, воз­вра­ща­ясь, вме­сто ожи­дае­мо­го об­лег­че­ния, с пла­чем и во­плем. Но диа­кон еще бо­лее ут­вер­дил­ся в сво­ем на­ме­ре­нии, и при­став­ник, ус­ту­пая его не­пре­клон­но­му же­ла­нию, от­дал ему ключ, сам уда­лив­шись на да­ле­кое рас­стоя­ние от ба­ни. Ко­гда диа­кон, раз­дев­шись, во­шел в ба­ню, де­мон упот­реб­лял про­тив не­го раз­лич­ные стра­хи и ужа­сы, по­ка­зы­вая все­воз­мож­ные при­зра­ки в ви­де ог­ня и ды­ма, зве­рей и лю­дей. Но диа­кон, за­щи­щая се­бя кре­ст­ным зна­ме­ни­ем и при­зы­вая имя Хри­сто­во, без вре­да для се­бя про­шел пер­вое от­де­ле­ние ба­ни. Ко­гда же он во­шел во внут­рен­нюю часть, ок­ру­жен был еще бо­лее ужас­ны­ми ви­де­ния­ми. Но он тем же ору­жи­ем рас­се­ял и эти дей­ст­ви­тель­ные и ка­жу­щие­ся стра­хи. На­ко­нец, ко­гда он уже вы­хо­дил из ба­ни, де­мон пы­тал­ся удер­жать его, си­лой за­клю­чив две­ри. Но, по­мо­щью зна­ме­ния кре­ста, дверь бы­ла от­во­ре­на. То­гда де­мон во­зо­пил к диа­ко­ну че­ло­ве­че­ским го­ло­сом, что­бы он не счи­тал сво­ей ту си­лу, ко­то­рой из­ба­вил­ся от ги­бе­ли, ибо его со­хра­нил не­вре­ди­мым глас то­го, кто вве­рил его ох­ра­не­нию Бо­жию. Спас­шись та­ким об­ра­зом, диа­кон при­вел тем в изум­ле­ние при­став­ни­ков той ба­ни. По­сле се­го он рас­ска­зал им о всем, что с ним слу­чи­лось, уз­нал, что доб­ле­ст­ные под­ви­ги му­че­ни­ков со­вер­ши­лись в го­ро­де имен­но так, как пред­воз­вес­тил о том свя­той Гри­го­рий чу­до­тво­рец, и воз­вра­тил­ся к сво­ему на­став­ни­ку, ос­та­вив для лю­дей как сво­его вре­ме­ни, так и по­сле­дую­ще­го, об­щее ох­ра­ни­тель­ное сред­ст­во, со­стоя­щее в том, что­бы ка­ж­дый по­ру­чал се­бя при по­сред­ст­ве свя­щен­ни­ков Бо­гу.

Ко­гда окон­чи­лось го­не­ние, Гри­го­рий воз­вра­тил­ся на свою ка­фед­ру и, со­брав па­ст­ву свою, стал сно­ва во­дво­рять на­ру­шен­ный по­ря­док. Пре­ж­де все­го он ус­та­но­вил празд­но­вать па­мя­ти свя­тых му­че­ни­ков, по­стра­дав­ших во вре­мя быв­ше­го го­не­ния. Сла­ва Хри­сто­ва рас­про­стра­ня­лась, а бе­сов­ское мно­го­бо­жие по­ги­ба­ло ста­ра­ния­ми свя­то­го Гри­го­рия, ко­то­рый не ос­тав­лял бла­го­ве­ст­во­ва­ния Хри­сто­ва до са­мой кон­чи­ны сво­ей, уче­ни­ем и чу­до­тво­ре­ния­ми при­во­дя к Бо­гу жи­те­лей Не­оке­са­рии и ок­ре­ст­но­стей ее, и при­вел ее к ис­тин­ной ве­ре, от жертв идоль­ских очи­стил, бес­кров­ною жерт­вою ос­вя­тил. На за­ка­те дней сво­их он вме­сте с бра­том сво­им Афи­но­до­ром, епи­ско­пом Пон­та, при­сут­ст­во­вал на со­бо­ре про­тив Пав­ла Са­мо­сат­ско­го.

На­ко­нец, дос­тиг­нув глу­бо­кой ста­рос­ти, при­бли­зил­ся он к бла­жен­ной кон­чи­не. При кон­чи­не сво­ей спро­сил он пред­сто­яв­ших:

— Сколь­ко еще не­ве­рую­щих в Не­оке­са­рии?

Ему от­ве­ча­ли:

— Толь­ко сем­на­дцать дер­жат­ся идо­ло­по­кло­не­ния, весь же го­род ве­ру­ет во Хри­ста.

Свя­той ска­зал:

— Ко­гда я при­шел в Не­оке­са­рию на епи­скоп­ст­во, я столь­ко же на­шел Хри­сти­ан — сем­на­дцать все­го, а весь го­род был бе­сов­ский: ны­не же, при от­ше­ст­вии мо­ем к Бо­гу, ос­та­ет­ся столь­ко не­вер­ных, сколь­ко вна­ча­ле на­шлось вер­ных, весь же го­род Хри­стов.

Ска­зав это, он пре­дал ду­шу свою в ру­ки Бо­гу. Так бо­го­угод­но про­вел жизнь свою свя­той Гри­го­рий, чу­до­тво­рец Не­оке­са­рий­ский, и бла­го­чес­ти­во скон­чал­ся. Его свя­ты­ми мо­лит­ва­ми да по­даст Гос­подь и нам при­нять до­б­рую кон­чи­ну. Аминь.

 

ТРОПАРЬ, ГЛАС 8-ой

В МОЛИТВАХ БОДРСТВУЯ, ЧУДЕС ДЕЛАНЬМИ ПРЕТЕРПЕВАЯ, ТЕЗОИМЕНИЕ СТЯЖАЛ ЕСИ ИСПРАВЛЕНИЯ: НО МОЛИСЯ ХРИСТУ БОГУ, ОТЧЕ ГРИГОРИЕ, ПРОСВЕТИТИ ДУШИ НАША, ДА НЕ КОГДА УСНЕМ В СМЕРТЬ.

 

КОНДАК, ГЛАС 2-ой

ЧУДЕС МНОГИХ ПРИЕМ ДЕЙСТВО, ЗНАМЕНЬМИ УЖАСНЫМИ ДЕМОНЫ УСТРАШИЛ ЕСИ, И НЕДУГИ ИЗГНАЛ ЕСИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЯ, ВСЕМУДРЕ ГРИГОРИЕ: ЧУДОТВОРЕЦ ЖЕ ИМЕНУЕШИСЯ, ЗВАНИЕ ОТ ДЕЛ ПРИЕМ.

 

ВЕЛИЧАНИЕ

ВЕЛИЧАЕМ ТЯ, СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ ГРИГОРИЕ, И ЧТЕМ СВЯТУЮ ПАМЯТЬ ТВОЮ: ТЫ БО МОЛИШИ ЗА НАС ХРИСТА БОГА НАШЕГО.

МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЮ ГРИГОРИЮ, ЕПИСКОПУ НЕОКЕСАРИЙСКОМУ, ЧУДОТВОРЦУ

О ПРЕЧЕСТНАЯ И СВЯЩЕННАЯ ГЛАВО И БЛАГОДАТИ СВЯТАГО ДУХА ИСПОЛНЕННАЯ, СПАСОВО СО ОТЦЕМ ОБИТАЛИЦЕ, ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЕ, ТЕПЛЫЙ НАШ ЗАСТУПНИЧЕ, СВЯТИТЕЛЮ ГРИГОРИЕ! ПРЕДСТОЯ У ПРЕСТОЛА ВСЕХ ЦАРЯ И НАСЛАЖДАЯСЯ СВЕТА ЕДИНОСУЩНЫЯ ТРОИЦЫ И ХЕРУВИМСКИ СО АНГЕЛЫ ВОЗГЛАШАЯ ПЕСНЬ ТРИСВЯТУЮ, ВЕЛИКОЕ ЖЕ И НЕИЗСЛЕДОВАННОЕ ДЕРЗНОВЕНИЕ ИМЕЯ КО ВСЕМИЛОСТИВОМУ ВЛАДЫЦЕ, МОЛИ СПАСТИСЯ ПАСТВЫ ХРИСТОВЫ ЛЮДЕМ, ПОМОЗИ ВО БРАНЕХ ОТЕЧЕСТВУ НАШЕМУ, И ПОКОРИ ВЯ ПРОТИВНЫЯ ВРАГИ, МИРНО И БЕЗМЯТЕЖНО ЖИТЕЛЬСТВОВАТИ УСТРОЙ: БЛАГОСТОЯНИЕ СВЯТЫХ ЦЕРКВЕЙ УТВЕРДИ: АРХИЕРЕИ БЛАГОЛЕПИЕМ СВЯТИТЕЛЬСТВА УКРАСИ: МОНАШЕСТВУЮЩИЯ К ПОДВИГОМ ДОБРАГО ТЕЧЕНИЯ УКРЕПИ: ГРАД СЕЙ И ВСЯ ГРАДЫ И СТРАНЫ ДОБРЕ СОХРАНИ, И ВЕРУ СВЯТУЮ НЕПОРОЧНУ СОБЛЮСТИ УМОЛИ: МИР ВЕСЬ ПРЕДСТАТЕЛЬСТВОМ ТВОИМ УМИРИ, ОТ ГЛАДА И ПАГУБЫ ИЗБАВИ НЫ, И ОТ НАПАДЕНИЯ ИНОПЛЕМЕННЫХ СОХРАНИ, СТАРЫЯ УТЕШИ, ЮНЫЯ НАСТАВИ, БЕЗУМНЫЯ УМУДРИ, ВДОВИЦЫ ПОМИЛУЙ, СИРОТЫ ЗАСТУПИ, МЛАДЕНЦЫ ВОЗРАСТИ, ПЛЕНЕННЫЯ ВОЗВРАТИ, НЕМОЩСТВУЮЩИЯ ИСЦЕЛИ, И ВЕЗДЕ ТЕПЛЕ ПРИЗЫВАЮЩИЯ ТЯ И С ВЕРОЮ ПРИТЕКАЮЩИЯ К ТЕБЕ И УСЕРДНО ПРИПАДАЮЩИЯ И МОЛЯЩИЕСЯ ТЕБЕ ОТ ВСЯКИХ НАПАСТЕЙ И БЕД ХОДАТАЙСТВОМ ТВОИМ СВОБОДИ. МОЛИ О НАС ВСЕЩАДРАГО И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВАГО ХРИСТА БОГА НАШЕГО, ДА И В ДЕНЬ СТРАШНАГО ПРИШЕСТВИЯ ЕГО ОТ ШУИЯГО СТОЯНИЯ ИЗБАВИТ НАС, И РАДОСТИ СВЯТЫХ ПРИЧАСТНИКИ СОТВОРИТ СО ВСЕМИ СВЯТЫМИ ВО ВЕКИ ВЕКОВ.

АМИНЬ.

 

Стр. 1, 2, 3